.
Из истории Вятлага - Статьи о Вятлаге - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость


Логин:
Пароль:



Среда, 16.06.2021

Категории раздела

Наши именинники


agrik(41)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Из истории Вятлага
30.09.2010, 01:40

История Вятлага

Часть 1


   Глухая и почти ненаселённая, богатая лесом местность в районе верхнего течения двух больших рек (Вятки и Камы) хорошо подходила для создания одного из крупнейших лагерных районов. Связующей нитью в нём стала железная дорога. Здесь уже имелась железнодорожная линия от станции Яр (на магистральном участке Вятка (Киров) — Пермь) до станции Фосфоритная, открытая в 1932 году. Её было решено использовать как основной подход к «Вятлагу». В 12 километрах севернее станции Фосфоритная появился посёлок Рудничный — центр добычи фосфоритной руды. По имеющимся данным, вначале почти все работы по строительству посёлка и рудников выполнялись вольнонаёмными гражданами. Но в 1937 году Рудничный и расположенная в нём станция Верхнекамская стали воротами лагерного края. В этом же посёлке первоначально находилось управление Вятского ИТЛ. Полномасштабные работы по строительству лагпунктов «Вятлага» развернулись в том же 1937 году. Их первым этапом стала прокладка Гайно-Кайской железной дороги (ГКЖД) — так официально была названа очередная лагерная стройка. Происхождение названия не совсем ясно автору. Возможно, что по первоначальным планам дорога должна была строиться в направлении села Гайны, расположенного к востоку от «Вятлага». Вокруг строящейся железнодорожной линии располагались «передвижные» лагпункты. В них заключённые спали на земле, а зимой — в палатках, несмотря на тридцатиградусные морозы. После укладки пути началось строительство капитальных «зон» и посёлков. Среди заключённых были распространены слухи: «Вятлаг» развёртывается на водоразделе двух речных бассейнов (Вятско-Камского и Северодвинского) в связи с планами прорыть грандиозный канал для соединения рек, текущих на юг, с реками, впадающими в Белое море. Однако ближе к действительности другой факт: в те времена намечалось строительство крупной гидроэлектростанции на реке Вычегде, в районе села Усть-Кулом. Именно этот населённый пункт в перспективе должен был стать северным конечным пунктом Гайно-Кайской железной дороги. Строительству ГЭС помешала война, а после неё этот проект был забыт. В итоге, скорее всего, участок от станции Крутоборка до Усть-Кулома так и остался на бумаге. Но достоверных данных об этом автору получить не удалось — возможно, он всё же был частично проложен, а затем заброшен. Даже при наличии грандиозных планов, «на заре» Вятлага (в 1937–1938 годах) был построен лишь головной участок Гайно-Кайской железной дороги — от станции Верхнекамская до станции Лесная, с промежуточными станциями Нырмыч и Заводская. 18 сентября 1938 года имел место сильнейший лесной пожар. Огнём была повреждена часть железнодорожной линии, и многие деревянные постройки. 7 апреля 1939 года у станции Лесная началось строительство нового административного центра всего лагерного края — так называемого Соцгородка. Место для строительства «столицы» было выбрано едва ли не худшее из возможных — прямо посреди болот. Но благодаря тяжкому труду заключённых, уже 6 декабря сюда было официально управление Вятского ИТЛ. В следующем году «светлый социалистический город будущего» уже имел свои «неповторимые черты»: здесь появилось несколько деревянных домов оригинальной псевдоготической архитектуры. Почтовый адрес управления «Вятлага» стал таким: Кировская область, Кайский район, п/я 231. Существовал телеграфный код — «СОЗИМ». Станция Лесная становилась главной станцией ГКЖД. Здесь было построено паровозное депо и ремонтные мастерские. Рядом со станцией, на берегу речки Созим, появилась крупная «зона». Согласно документам, она именовалась «Комендантский ОЛП» (отдельный лагерный пункт). В октябре 1939 года на Гайно-Кайской железной дороге было официально открыто регулярное пассажирское сообщение по маршруту Верхнекамская — Лесная. Пассажирский поезд состоял из маломощного паровоза и двух старых вагонов, поступивших с сети НКПС в непригодном для эксплуатации состоянии, а затем отремонтированных силами заключённых. В поезде продавались билеты.

Продолжение статьи читайте здесь ...Часть 2... ...Часть 3... ...Часть 4...
автор: С. Болашенко
Категория: Статьи о Вятлаге | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 1717 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/16


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 2
avatar
0
1 FIKSAG • 15:23, 02.10.2010 [Материал]
Даже очень внимательно прочитали Болашенко-замечательный автор становления Вятлага-что хочу сказать -просто поверьте-многие паровозы которые ходили ,и сейчас работают на этой веке -а именно- год 2010- ОДИН ИЗ ЭТИХ ПАРОВОЗОВ И СЕЙЧАС ДАЕТ ТЕПЛО КРУПНОМУ дэпо СТ ШЛАКОВАЯ-А ВСЕ ВЫ ПРОСТО ПОВЕРЬТЕ.
avatar
0
2 NuMetalBoy • 19:04, 06.10.2011 [Материал]
Станция Шлаковая, это моя родина. Два дня назад у этого паровоза проходил.
У нас в Песковке этот паровоз дает тепло нашему депо.
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1073



У нас новый участник!

1977_nadinka



Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили

Поселки ВятЛага

Свежие записи
Двое суток без воды
Освящение часовни
Я помню!
Перминов В И
Ермашевич В М

Новое на форуме

Новые комментарии

Я помню когда на сайте была тьма посетителей.

Интересное повествование....там  летом  под осень жизнь кипит и людей  много больше ....а ранней весной , что там делать когда снега по пояс...

Странный чел... Что ищет он в "краю" далёком???

.....интересно кто в Киров поедет с Вятлага  за бесплатной консультацией ?

Если жители Комендансткого оплачивают вывозку мусора , то обязаны  вывозить, у нас контейнеры в районе стоят и в Тупрунке и Ожмегово что порой дальше Коменданского и оттуда всё вывозят. Ну а если не оплачивают жители посёлка то всё будет происходить как и раньше....место за посёлком типа  Заречнего будет свалкой посёления

Интересно в п. Лесной остались ещё жители, которые помнят 40-е 50-е годы? Может посещали постановки музыкально-драматического театра Вятлага? Или в 1959-1960 гг. ходили смотреть футбол в исполнении легендарного нападающего Стрельцова, когда он играл на местном стадионе "Динамо" во время своего заключения в Вятлаге?

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru