.
История Верхнекамского района. Часть 2 - Статьи о Вятлаге - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость


Логин:
Пароль:



Среда, 21.10.2020

Категории раздела

Наши именинники


mal_zai(51)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






История Верхнекамского района. Часть 2
23.05.2013, 07:16

История и архитектура Верхнекамского района. Часть 2


Деревянное зодчество Верхнекамского района
Деревянное зодчество Верхнекамского района, как, впрочем, и всей Кировской области, остается одним из малоизученных разделов истории вятской архитектуры. Тем не менее, именно этот северо-восточный регион Вятской губернии был наиболее освещен в публикациях археолога А. А. Спицына как заповедник рубленых храмов старинного происхождения. Он считал, что техника возведения этих сооружений, формы которых представлялись образцом строительного искусства, достигла высшей степени совершенства во второй половине XVIII века и нашла наиболее яркое воплощение в облике кайгородских храмов. В статье «Постройка старинных вятских деревянных церквей», опубликованной в 1891 году, Спицын отмечает, что «строители... задались целью поставить из дерева церковные здания, по величине и архитектуре вполне подобные тогдашним каменным сооружениям этого рода, и, можно сказать, цель эта достигнута».


«Настоящим богатырем» он называет Воскресенский собор 1767 года в Кайгороде - единственный сохранившийся к тому времени пример подобной архитектуры, напоминавшей распространенный по губернии ярусный тип каменных приходских церквей. С сожалением автор отмечает, что церкви похожей постройки до недавнего времени существовали в селах Гидаевском, Кичановском, Пушейском, Волосницком и Лоинском. Не имея иконографических свидетельств, сложно судить о том, насколько облик всех перечисленных храмов соответствовал формам каменных построек. Кроме Воскресенского собора, изображение которого помещено в ИИАК, из церквей подобного типа нам известна только фотография Покровской деревянной церкви, построенной в Кирсинском заводе (1795-1797). Манера описания архитектуры, присущая для середины XIX века, не отражала индивидуальных особенностей конкретного объекта, а давала лишь общее представление о нем, характерное для деревянного зодчества в целом. «...Высокое двухэтажное бревенчатое здание с коническою крышею, по средине которой высится одна маковка, крытая деревянными черепицами; на вершине маковки крест, часто осьмиконечный, со многими цепями, спускающимися к маковке и к крыше. Паперть во всю ширину церкви, с навесом на столбах; между столбами полуаркой устроены окна, в которых иногда рамы с стекольными или слюдяными окнами. Колокольня стоит отдельно от церкви и вид имеет еще оригинальнее: восьми сторонний деревянный сруб, одинакового размера в вершине и в основании, возвышается над землею сажен на 8, на 10; сруб этот прикрыт крышею с высоким шпилем, стоящим на 8 тоненьких столбах, поставленных по углам сруба. Все церкви уже тогда, в 1868 году были очень стары, некоторые до того ветхи, что богослужение совершалось в них только в храмовой праздник».
Редким исключением являются рисунки Н. Макаренко храмов Алексия Человека Божия в б. д. Монастырёк и Владимирской Богородицы в д. Гу-щино (Ольковской), которые были опубликованы в ИИАК. К той же группе «обыкновенных сельских вятских церквей XVII века» относит А. А. Спицын храм Казанской Богородицы в д. Великопольской. Но эти изображения только подтверждают, что культовое деревянное зодчество Кайского края развивалось в общем традиционном русле народной архитектуры, не выделяясь региональными особенностями.
Наиболее старой и одной из самых почитаемых в губернии являлась деревянная церковь-часовня Михаила Архангела (1579) в б. с. Екатерининском, построенная по преданию самим Трифоном Вятским Чудотворцем. По сообщению в ВГВ, она была «так мала, что только алтарь и амвон помещаются в ней, народ же должен стоять вне ея». К 1870-м годам, чтобы предохранить святыню «от разрушительных стихий», был построен специальный храм-футляр («довольно красивый»), под «глухим деревянным балдахином» которого укрыли эту архитектурно-мемориальную реликвию. Корреспондент сожалел только о том, что старый иконостас был вынесен из часовни и заменен новым.
К одной из древних культовых построек относилась и часовня Симеона Верхотурского и Усекновения главы Иоанна Предтечи (Кибановская), постройку которой Е. Н. Осколков относит к «временам Ивана Грозного». Она находилась в 15 км от Кайгорода на берегу реки Порыш в месте впадения речушки Кибановки, на так называемой «Юксеевской тропе». Этот исторический путь пролегал от Кая в сторону коми-пермяцкого села Юксеево и далее шел на Чердынь. Последнее свидетельство, напоминающее о существовании этой часовни, связано с событиями февраля 1919 года, когда вблизи ее был разбит лагерь бойцами Особого северного экспедиционного корпуса, направлявшихся в рейд по тылам колчаковцев. Никаких свидетельств, отражающих облик этого памятника, не сохранилось. Известно, что в 1921 году часовня была полностью перестроена, после чего стала называться Фроловской, по имени плотника-строителя Фрола (фамилия неизв.) - члена приходского совета Воскресенской церкви с.Кай. Сохранившаяся церковь Афанасия и Кирилла 1889 г. в с. Гидаево принадлежит деревянной архитектуре, основу которой составляет типовой проект. Поздние часовни в деревнях Бутино и Юркиных только в схеме сохраняли традиционные черты предшествующих построек.
Наиболее распространенным типом деревянных жилых домов является дом-брус с мостом посередине, ориентированный, как правило, параллельно направлению улицы с выходящим на нее крыльцом (дом Я. Д. Стрелкова в с. Кай, ул. Революции 1905 года, 28). Усадебный комплекс, объединенный в замкнутое каре с крытым двором, состоял из обычного набора хозяйственных и бытовых построек, которые обеспечивали жизненные потребности сельского населения: клети для содержания домашних животных и птицы, небольшие амбары, гумно и овин, баня, малые формы от изгороди до ворот и колодца. В том же селе Кай - крупный общественный амбар 1905 года на четыре отделения.
Архитектура народного жилища, традиционные образцы которого в настоящее время уже редко можно встретить в поселениях Верхнекамского района, запечатлены на отдельных фотографиях первой пол. XX века. Главным композиционным элементом дворового фасада избы в д. Лезиб является высокий рундук с лестницей и односкатным крыльцом. Хозяйственные постройки, сгруппированные в разновысокий дворовой комплекс, расположены со стороны заднего торца дома. Общий вид другого дома-пятистенка в д. Монастырёк отличается нелогично врубленной поперечной перегородкой, которая отделяет от фасадной стены небольшое по площади внутреннее пространство избы. Отметим наличие оконных ставень, рамочных наличников с уширенной сандриковой частью, самцового фронтона и отсутствие дымовых труб. Хороший образец складской постройки, приподнятой над землей на стойках и похожей на охотничий лабаз, запечатлен на третьей фотографии. Пологая двускатная крыша упирается в курицы; над коньком выставляется охлупень. Рядом - зырянская баня, которая, судя по закоптевшим бревнам над открытым проемом, топилась по-черному.
Известно критическое мнение современника о содержании и техническом состоянии жилых и хозяйственных построек в начале 1870-х годов. «Несмотря на то, что все поселения Кайского края стоят среди леса, но большая часть строений представляет разрушающий вид; избы и другие строения покачнулись, крыши полузакрыты поломанным тесом, углы обгнили. У каждого почти поселянина в одной связи две избы, но обе без дымовых каменных труб и у многих одна совсем развалившаяся, а в другой едва можно жить. Во всех постройках заметна торопливость и непрочность - как будто народонаселение собирается оставить места и ждет только окончательного разрушения своих жилищ, не поддерживая их поправками, чтобы подняться для передвижения и бросить развалившиеся дома».
Каменное культовое зодчество достаточно поздно получило развитие на территории Верхнекамского района. Объясняется это, по-видимому, оторванностью строительной культуры этого края от центральной Вятки, соображениями экономии и отсутствием практической необходимости в кирпичном производстве при обилии лесоматериала. Начало капитального строительства храмов приходится на первую половину XIX века.
Первый храм Спаса Преображения (1825) появился в самом известном религиозными традициями месте - селе Екатерининском. Строительство других церквей приходится на кон. 30-х - 40-е годы: храмы Воскресения (1840, арх. А. Е. Тимофеев) в Кайгороде, Ильи Пророка (1844) в селе Пушемском, Николая Чудотворца (1849-1953) в селе Лоинском. Еще одна утраченная Ильинская церковь (1836) находилась в не существующем теперь селе Кичанове и вначале относилась к гидаевской Афанасьевской церкви, но с 1909 года по указу Синода обрела статус самостоятельной приходской. Располагалось село Кичаново, как пишется в дореволюционных источниках, среди лесов и болот на невысокой возвышенности южнее села Гидаева.
При храме была церковно-приходская школа. В такой малоплодородной местности прихожане умудрялись заниматься хлебопашеством, а зимой - заготовкой леса, который сплавляли весной по реке Порыш до устья Камы. Осенью охотились на пушного зверя и боровую дичь, а также промышляли сбором брусники, которая под названием «Кайской» закупалась в разных российских городах. Из этих нескольких объектов скромной, типично провинциальной архитектуры, большая часть которых относилась к стилистике позднего классицизма, уцелела только одна самая поздняя Покровская церковь (1894-1909 гг.) в городе Кирсе. Построенная архитектором И. А. Чарушиным в формах национального зодчества XVII века, она является одним из упрощенных вариантов апробированного несколько раз известного проекта с многоглавой, насыщенной декором композицией.
По сведениям второй половины XIX века, одним из главных источников заработков местного населения были отхожие промыслы. Верхнекамский край никогда не являлся исключительно земледельческим, поэтому многие крестьяне нанимались на Кирсинский завод копать руду, рубить дрова и выжигать древесный уголь. Такое же занятие они находили и на заводах Пермской губернии. Выгодной работой считались заготовка и сплав леса до городов Слободского и Вятки. Прибыльным был извоз до Ношульской пристани на реке Лузе и Кайгородской на Каме, а также поездки на горные заводы соседнего Белохолуницкого округа и Глазовского уезда, караванная вывозка товаров из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Ирбита и Перми. В Кайском крае было открыто несколько земских школ и училищ: в 1844 году - Лойнское, в 1875 -- Волосницкое, в 1869 -- Кайгородское, в 1870-м -- при Кирсинском заводе, женское, в 1896-м -- Баталовское и Першиногорское, в 1901 году -- Южаковское одноклассное училище и другие. Вместе с тем, в периодике начала XX века отмечалось и неудовлетворительное состояние земских школьных помещений Кайского края.


...Продолжение следует...

Категория: Статьи о Вятлаге | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 1913 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 5.0/1


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 0
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1064



У нас новый участник!

zonova



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили

* * *
Реклама

Свежие записи
Владимир Муравьев
В ИК-29 шьют костюмы
Григорий Сидоренко
Фонтаны, водоёмы и клумбы...
На основе архивов ФСБ

Новое на форуме

Новые комментарии

Не раз писал что хорошо когда у сидельцев  есть работа, какая бы она не была, у человека  в работе  мысли другие он забывается и время летит незаметно....пусть в Сорде  больше будет заказов и чаще ...кто то погасит иск, кто то отправит заработанные монеты семье ...все лучше чем бездельничать молодым...только приветствуется , чем лучше сошьют  эти костюмы  думаю  больше и заказов в дальнейшем будет...

Сверхотлично.....так и кажется , если сейчас освободят этих рукастых заключённых то и мир изменится в лучшую сторону и в каждом поселении  (куда они приедут)  будет красиво и сказочно....посмотрев  фотки пришёл к мысли  что всё сделанное руками осужденных , начиная от фонтанов, недешёвое удовольствие  - откуда такие средства ?

Начал читать....понравились многие моменты,  главное история .... многие молодые и не знают откуда у нас  в области появились десятки заводов типа  "молота" в  Вятских Полянах и десятки других в районах, и областном центре... вот про  Кирс  не написали  - не зря нам дали знамя - город  Трудовой славы, где труженики завода (ныне завода Кирскабель) а ранее железоделательного во время войны многое делали для Победы , всё что касалось алюминиевых профилей  для самолётов и не только  ...они снабжали  промышленность для изготовления лёгкими листами и профилями для создания  бомбардировщиков и истребителей во имя победы...

Да энергетиков можно и нужно похвалить....как то весной бабахнуло у нас в  трансформаторе (это такие  квартальные и более)  быстро приехали и видя что ремонт  длительный будет подогнали  генератор и подключили  весь наш квартал из 9 МКД от генератора, весь день спокойно проводили ремонт и нас не оставили без света...

Что скажешь - не затухает ход, который возродила  глава Верхнекамского района  (в то время) Ольга Ивановна  Чежегова....так каждый год и ходят паломники вместе с отцом Леонидом Сафроновым...он сейчас  знаменит .

Виталий , думаю всё делается чтобы не платить  повышенные коэффициенты к оплатам, врачам, учителяМ воспитателям  и др. жителям...одно слово - ОПТИМИЗАЦИЯ...сейчас оно  ,смысл его стал нехорошим...

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru