. Дорога из прошлого. Часть2 - Разное - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость


Логин:
Пароль:



Среда, 26.02.2020

Категории раздела

Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Дорога из прошлого. Часть2
30.01.2014, 19:50

30.01.2014 (+ФОТО)  Часть 2
Мертвая дорога-призрак: трагическая история строительства Трансполярной магистрали


"Всё возвращается на круги своя". Есть что то общее между маленькой ГКЖД и огромной Трансполярной. И не повторит ли пресловутый БелКомУр судьбу последней. Впрочем, смотрите сами...

Среднестатистический лагерь здесь представлял собой огороженный колючей проволокой периметр 500?500 метров со сторожевыми вышками, одноэтажными жилыми бараками, столовой и штрафным изолятором. В одном таком образовании размещалось от 500 до 1000 человек. За периметром находились дома охраны и вольнонаемных рабочих, магазин, баня, склады, клуб.
А так выглядел раньше и выглядит сейчас поселок Ермаково, один из крупнейших на стройке (до 15 тыс. жителей), расположившийся на левом берегу Енисея, недалеко от Игарки. Здесь фактически находился штаб стройки №503 (восточной половины дороги), тут успели даже построить электростанцию, депо, клуб, поликлинику, шесть магазинов, гостиницу, школу-десятилетку, дом младенцев, куда сдавали детей заключенных матерей, ресторан и некоторые другие элементы обычной на большой земле, но такой редкой здесь инфраструктуры.
В сравнении с прочими лагерями системы ГУЛага на строительстве Трансполярной было относительно неплохо. Здесь крайне тяжелые условия труда заключенных несколько компенсировались более высокой нормой питания. На стройке даже работал свой передвижной театр. Смертность, по воспоминаниям выживших очевидцев, была относительно невелика.
Кроме десятков тысяч человек, предоставленных ГУЛЖДС, здесь было немало и комсомольцев, и прочих энтузиастов, прибывших сюда, по сути, по зову сердца и соответствующей путевке.
Кроме климата, работы на линии Салехард — Игарка осложнялись ее удаленностью от большой земли. Качественные строительные материалы «на месте» практически отсутствовали, их вынуждены были доставлять из Салехарда по уже построенным километрам дороги или с помощью Северного морского пути через Игарку.
Малые реки дорога пересекала по деревянным мостам. Мосты через крупные реки Барабаниха и Маковская сооружались куда более капитально: из металла на бетонных опорах длиной в 60 и 100 метров соответственно. Впрочем, деформации и разрушения из-за таяния и последующего замерзания грунтов не избежало ни одно из сооружений, построенных по «облегченным техническим условиям».
Через великие сибирские реки Обь и Енисей мосты не строились вовсе. Летом использовались специальные паромы, зимой наводились ледовые переправы.
Рельсы, разумеется, тоже доставлялись с большой земли. Всего исследователи обнаружили на трассе 16 разных их видов, включая дореволюционные и трофейные.

В августе 1952-го, как и было запланировано, открыли рабочее движение на участке Салехард — Надым, к марту следующего года между населенными пунктами уже даже ходил пассажирский поезд. Однако его скорость (да и скорость грузовых составов, использовавшихся для снабжения строительства) из-за крайне низкого качества железнодорожного полотна была невелика и в среднем составляла 15 км/ч, даже близко не достигая нормативных показателей. Но даже в такой ситуации сходы составов с рельсов были часты и повсеместны.

К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 километров Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года выходит очередное постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард — Игарка прекращалось. Началась немедленная и стремительная эвакуация рабочей силы. По большинству оценок, за несколько месяцев из междуречья Оби и Енисея было вывезено на большую землю до 100 тыс. человек.
Объяснялось такое волюнтаристское с первого взгляда решение очень просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва вроде бы законсервирована, а потом окончательно брошена и Трансполярная магистраль. Железная дорога, невиданными темпами сооружавшаяся в экстремальных природных условиях, оказалась стране не нужна.

Всего в землю и болота западносибирской приполярной тундры было в буквальном смысле закопано 3,2 млрд рублей, так нужных поднимавшемуся из руин Советскому Союзу. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946—1950 годов и около 2% всех капитальных вложений СССР за тот же период. Сколько жизней унесли стройки 501 и 503, точно уже не установить.
Строительная, железнодорожная техника и прочие материальные ресурсы, которые можно было эвакуировать, были вывезены с магистрали, остальное просто брошено, как, например, это депо у реки Таз с несколькими паровозами серии «Ов», легендарными «овечками», самым массовым паровозом Российской империи. Участок с ними был изолирован от остальной дороги, поэтому паровозы и остались здесь своеобразным памятником «стройке века».
Дорога была обречена на быстрое умирание. Крайне низкое качество строительства и описанные выше климатические и природные условия вызвали ее стремительную деградацию. Разрушившееся и покореженное под немыслимыми углами полотно, вздыбившиеся буграми мосты, гнилые остатки бывших лагерей — такое зрелище сейчас представляет собой Трансполярная магистраль, несостоявшийся Великий Северный путь и нынешняя Мертвая дорога, мечта многих любителей заброшенных объектов.
Пережило ее немногое. Еще в конце 1940-х годов вдоль всей магистрали проложили телеграфно-телефонную линию, обеспечившую надежную связь с Игаркой. Долгое время, до 1980-х, обслуживающие ее специалисты Министерства связи СССР оставались единственными, кто использовал остатки Трансполярной на регулярной основе по прямому назначению, передвигаясь по ней на самодельных дрезинах.
В 1955 году другое министерство — путей сообщения — приняло на свой баланс и железнодорожную ветку Чум — Лабытнанги, первую очередь магистрали. Она успешно действует по сей день.
После начала разработки в 1960—1970-е богатейших запасов углеводородов в Западной Сибири железная дорога в эти края вернулась. Была построена ветка в Надым и Новый Уренгой, но не с запада или востока, из Салехарда или Игарки, а с юга, из Тюмени. «Газпром» построил и ветку на полуострове Ямал, соединившую местные нефтегазовые месторождения с линией Чум — Лабытнанги в районе станции Обская.
Кроме того, в настоящее время российские власти реанимировали и проект магистрали в широтном направлении, из Надыма в Салехард. Сейчас в разгаре строительство соответствующей автомобильной дороги, за которой должна последовать и дорога железная. Кто знает, возможно, когда-нибудь давний проект Великого Северного железнодорожного пути, о котором мечтали еще до революции, все же будет реализован. Нефть и газ — отличные мотиваторы.









Категория: Разное | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 3085 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/4


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 9
avatar
1
1 kraus • 20:58, 30.01.2014 [Материал]
Во куда надо на экскурсию катить
avatar
0
2 Saa • 22:01, 30.01.2014 [Материал]
согласен с тобой. тут тебе и охота с рыбалкой и экскурсия в прошлое.
avatar
0
3 FIKSAG • 07:54, 31.01.2014 [Материал]
Фотки  завораживают ....читать интересно -спасибо  за публикацию
avatar
0
4 АЛЕКС • 08:54, 31.01.2014 [Материал]
Я рад, друзья, что вам понравилось. Не зря потрачено время.
avatar
0
5 Saa • 10:40, 31.01.2014 [Материал]
Уважаемый Алекс,мы все очень ценим твои действия и усилия которые ты делаешь для поддержания сайта!!!
avatar
2
6 sdklp • 11:37, 31.01.2014 [Материал]
Спасибо Александр, все обязательно возродиться, придет время железку вновь построят ст.Лесная - ст. Крутоборка.
avatar
0
7 kraus • 15:48, 31.01.2014 [Материал]
Вот реально где хочется побывать,пройти,увидеть всё-ЭТО.Судя по фото не так уж всё разграблено и растащено,есть на что посмотреть!Поди есть новаторы в тех краях с экскурсионными маршрутами,сомневаюсь чтоб желающих не было.Саша,
avatar
0
8 x-ray • 23:03, 31.01.2014 [Материал]
Тема очень интересная и достроили бы наверное.
avatar
0
9 KKITN • 11:22, 01.02.2014 [Материал]
Очень познавательно и интересно.Ещё раз огромное спасибо автору за предоставленный материал.
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1058



У нас новый участник!

Griva72



Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили
Admin, FIKSAG, schniffer, kraus, Griva72

Реклама ВятЛага
Реклама

Свежие записи
Экспедиция Крутоборка
Учебно-методический сбор
День открытых дверей
Особый спрос
Приговорен работать

Новое на форуме

Новые комментарии

Екатерина Сорокина (сайт ok.ru)
Возможно, когда строили зону и бараки поселенцы с Чабиса или с Чернореченска, я не помню, но когда переехали жители 34 колонии, это было в августе 1969 года, район у нас сначала Койгородский, а не Усть-Куломский, а 1 отделение открыли в ноябре 1969 года, вошли колонии 43 и 46, это я помню.

По фото Крутоборки  видно что всё сожжено что горит....а вот каменные  здания остались...отлично видно ДЕПО, конструкции его сохранились...спасибо автору.

Борис,согласен с вами достаточно в школах НВП. А в связи с последними событиями происходящими в армии(именно срочная служба),упразднить это дело и только контрактная служба(от срочной службы толку нет в прямом смысле,а ещё срочная служба в рабочий стаж входить не будет). Ну значит и нех.. использовать халявную раб.силу,а то как стаж так голяк(ну так и какого парням год терять...).

Насчет военной подготовки детишек.....много как я помню и при  Советах было, сейчас в наши дни и того больше, чуть ли ни в каждом номере районных и областных  газет пишут и про кадетские классы в школах, а про ФСИН и разговора нет там с колыбели знают , что такое автомат......не мне судить о количестве приверженцев в детском и юношеском возрасте военному делу и знаниям, но главное  всегда и во всём должна быть мера.....не всем же служить в Росгвардии, ФСБ, ФСИНе, и других силовых структурах .....нам  нужны врачи и учителя, конструкторы и станочники,  строители и изыскатели недр и сотни других интереснейших сейчас профессий...не нужно зацикливаться на детских формах, знаменах и строевом шаге....

Хорошая запись родные пейзажи видны из окна и узнаваемый дымок паровоза, приятные воспоминания детства.

Вроде бы и статья хорошая....но давно уже не вижу скворцов, что то не прилетают в сделанные скворечники  осужденными  Вятлага....вот всякая кухонная утварь сделанная  их руками может найти покупателя....но поверьте всё меньшее количество хозяек в ней нуждается.....потому как  научились на заводиках делать уж очень гигиеничные доски, скалки и пр......сделанные из стекла небьющегося  они привлекают взгляд и не оставляют никаких  бактерий иль там микробов на поверхности ..а уж помыть их одно удовольствие.......

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru