. Верхнекамье. Пятая поездка. - Пишут пользователи - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость


Логин:
Пароль:



Понедельник, 24.02.2020

Категории раздела

Наши именинники


Lipa51(69)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Верхнекамье. Пятая поездка.
03.11.2013, 17:35

Автор: Сергей Болашенко

 

 

Очередная поездка в Верхнекамье

 

 

Цель поездки:

1. добраться до заброшенной колонии Нырмыч-4 на Созимской узкоколейной железной дороге. Скоро линию на Нырмыч-4 могут разобрать.

2. Забрать номера газеты «Моё Верхнекамье» с многочисленными публикациями.

3. Зафиксировать негативные изменения в регионе «Вятлага».

 

Расстояния:

  • Москва — Киров через Нижний Новгород 898 км.

  • Киров — Нижний Новгород 456 км.

  • Киров — Верхнекамская 351 км.

Поезд Киров — Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние — явно «не жилец».

Первый вагон — плацкартный, платный для всех — 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон — сидячий, мне бесплатен. Заполненность слабая. До Яра всего 3 остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.

Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Лучше всего было бы открыть движение РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров — Яр. Да, это менее удобно — но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!

«Секретная» (по мнению сотрудников ФСИН) схема узкоколейной железной дороги,

скопированная в 2008 году.

 

В Кирсе поезд в 03:07. Иду в центр города, сплю.

Здесь, в Верхнекамском районе, я в пятый раз. Предыдущие поездки:
сентябрь 1997 года ( http://n05.narod.ru/vv1998.html ),
май 2008 года, октябрь 2009 года,
сентябрь-октябрь 2011 года ( http://n05.narod.ru/poezdka2011viatlag.html ).

Около 9 часов — в редакцию газеты «Прикамская Новь». Журналист газеты «Прикамская Новь» Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось — в конкурирующем издании «Моё Верхнекамье» ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.

Наталья Хитрова — автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году — беспросветная зима.

В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс — Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2. http://prikamka.ru/?p=860 — в Сети.

Местной авиации в Кировской области не было минимум 15 лет. Если рейсы будут и в следующем году — постараюсь воспользоваться.

В Камском, конечном пункте авиамаршрута, была узкоколейная железная дорога. Она разобрана, но обследовать надо. Я всегда совмещаю перелёты с исследованием железных дорог.

Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru

Работни газеты позвонил Е. Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.

В легковой машине, кроме меня, было трое: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, и водитель (имя не узнал).

Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.

Я решил найти в Созиме Михаила Закирова — владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром. Ночую в заброшенном сарае.

Нахожу квартиру Михаила Закирова — одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, практически непрерывный дождь.

 

Главная станция в Созиме.

 

Мост через реку Нырмыч.

 

Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.

 

Разъезд у бывшего посёлка.

 

Автор в охотничьей избе

 

Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут).

Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://sbchf.narod.ru/15/sozim.html

На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину «в обнос».

 

На 17-м километре

 

Охотничья изба

Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых. Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.

Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.

 

Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.

 

 

Заброшенная колония Нырмыч-4.

 

Нырмыч-4. Обжещитие (жилой барак) .

Нырмыч-4. Обжещитие. Главный вход.

 

Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.

 

Нырмыч-4. Обжещитие.

 

Нырмыч-4. Обжещитие.

 

Нырмыч-4. Карантин.

 

В заброшенной колонии забираю небольшой «хабар».

 

Табличка на развалинах старого депо.

 

На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка.Когда-то она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала «вольному» Созимскому леспромхозу.

Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.

Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы — в музей, а не в металлолом…

В обратный путь. У 17-го километра снова «обнос» сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными — машинистом и работниками, едущими в лес. Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.

Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.

 

Созим, депо. ТУ6П-0003.

 

Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют «автобус». Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги.

В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый «ПАЗик» маршрута Лесной — Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит… 97 рублей!!!

До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге — 20 километров! В пути на дрезине — 30 минут, на позорном «ПАЗике» — полтора часа! Но движение дрезины отменено.

Бегом — от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская — Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка — 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.

Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона — плацкартные. Первый — с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй — считается общим.

До Кирова — в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр — тотальная проверка билетов. Такие условия — не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.

При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон — самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки — утром до Яра, вечером до Кирова.

Я сажусь в вагон — и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением «эпохи поклонения автомобилю», считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда — лишь вопрос времени.

Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.

Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют инвалидность, а значит — неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих «благодетелей», которую сохранило государство. Но — не пользуются! Если бы активно пользовались — было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.

Выезд со станции Верхнекамская в Киров в 20:18. На следующий день в 20:30 я оказываюсь во Владимире, преодолев на пригородных поездах 1058 км за сутки. Едва ли сейчас где-то проехать больше.

Опубликовано

Категория: Пишут пользователи | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 21009 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/3


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 6
avatar
0
1 FIKSAG • 22:03, 03.11.2013 [Материал]
Молодец  Сергей  Болашенко......не  успел  просмотреть  видеоролик  Дениса  со многими  фотками  как  сразу  приехал , чтобы  повторить наш  путь  на  пионерке...спасибо  Сергей -отличный  материал  , хороший сказ - спасибо  отлично
avatar
0
2 САН • 23:32, 09.11.2013 [Материал]
А я, почему-то, представлял Сергея старше. Молодец! Можно соглашаться или нет с его выводами,
но надо отдать должное - человек одержим идеей и планомерно воплощает ее в жизнь.
avatar
0
3 FIKSAG • 10:40, 10.11.2013 [Материал]
Все правильно  CAH......плохо  одно -  он  одиночка  ,никогда  не при каких  условиях  он  не  возьмет  напарников  в свои  поездки  ( почему?  он писал  об этом  ранее)-возможно  он прав,но так или  иначе  его  наследие -объемные  труды -останутся  потомкам-а Сергея  можно  хвалить и приветствовать
avatar
0
4 yhhhhh • 20:19, 16.11.2013 [Материал]
Здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4590663
выложены все фотографии из поездки  в Кирс и Созим. 

Вместе с фотографиями из совершенно другой поездки http://n05.narod.ru/poezdka2013bkp.html .
avatar
0
5 yhhhhh • 22:29, 20.11.2013 [Материал]
Публикация в газете «Прикамская Новь» http://n05.narod.ru/pn2013.html
avatar
0
6 FIKSAG • 12:42, 21.11.2013 [Материал]
Спасибо raily.......у него  есть  своя  ветка  на  кирссити ....там  я  и прокомментировал  публикацию его поездки в районной  газете  ....хочется  еще раз  поблагодарить непоседу и волка  одиночку и пожелать ему  дальнейших  изысканий  и публикаций  в сфере  ж/д
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1057



У нас новый участник!

Vaseka



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили
Admin, Almat66, schniffer, kraus

Реклама ВятЛага
Реклама

Свежие записи
Учебно-методический сбор
День открытых дверей
Особый спрос
Приговорен работать
Лагерь длиною в жизнь

Новое на форуме

Новые комментарии

Борис,согласен с вами достаточно в школах НВП. А в связи с последними событиями происходящими в армии(именно срочная служба),упразднить это дело и только контрактная служба(от срочной службы толку нет в прямом смысле,а ещё срочная служба в рабочий стаж входить не будет). Ну значит и нех.. использовать халявную раб.силу,а то как стаж так голяк(ну так и какого парням год терять...).

Насчет военной подготовки детишек.....много как я помню и при  Советах было, сейчас в наши дни и того больше, чуть ли ни в каждом номере районных и областных  газет пишут и про кадетские классы в школах, а про ФСИН и разговора нет там с колыбели знают , что такое автомат......не мне судить о количестве приверженцев в детском и юношеском возрасте военному делу и знаниям, но главное  всегда и во всём должна быть мера.....не всем же служить в Росгвардии, ФСБ, ФСИНе, и других силовых структурах .....нам  нужны врачи и учителя, конструкторы и станочники,  строители и изыскатели недр и сотни других интереснейших сейчас профессий...не нужно зацикливаться на детских формах, знаменах и строевом шаге....

Хорошая запись родные пейзажи видны из окна и узнаваемый дымок паровоза, приятные воспоминания детства.

Вроде бы и статья хорошая....но давно уже не вижу скворцов, что то не прилетают в сделанные скворечники  осужденными  Вятлага....вот всякая кухонная утварь сделанная  их руками может найти покупателя....но поверьте всё меньшее количество хозяек в ней нуждается.....потому как  научились на заводиках делать уж очень гигиеничные доски, скалки и пр......сделанные из стекла небьющегося  они привлекают взгляд и не оставляют никаких  бактерий иль там микробов на поверхности ..а уж помыть их одно удовольствие.......

Что было -то и будет, что делалось-то и будет делаться.........вспомним  "химиков"  страна Советов нуждалась  в крепких молодых руках и появился закон , при котором с лагерей отправлялись тысячи осужденных на стройки народного хозяйства....так что  новые капиталистические власти ничего нового не решили.....

Мама рассказывала, как они специально ходили смотреть на пленных немцев, когда их вели на работу. Жители стояли вдоль дороги и смотрели.

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня



ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru